Урок-конспект по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки"
Задачи урока:
- Образовательные. Познакомиться с биографией и творческим наследием художника, подготовиться к составлению литературно грамотного описания его картины «Мальчишки».
- Развивающие. Развивать умение самостоятельно и четко формулировать собственную мысль, выделять короткие аргументы для формулировки точки зрения и подбирать факты для их подтверждения.
- Воспитательные. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение видеть прекрасное.
Оборудование:
- компьютер, экран и мультимедийный проектор;
- таблички с названиями команд («Искусствоведы», «Биографы», «Языковеды».
Ход урока
Организационные момент.
Учитель приветствует класс, проверяет наличие учеников и их готовность к работе на уроке.
Активизация опорных знаний
Детям предлагается ответить на вопросы:
Что такое живопись?
Какие виды живописи существуют?
Мотивация
Учитель напоминает, что дома дети готовили информацию об известном художнике П. Решетникове, поделившись на группы. И теперь они смогут поделиться с классом информацией о его биографии, творческом наследии, расскажут об одной из самых выдающихся картин под названием «Мальчишки». Эта информация поможет написать яркое и оригинальное сочинение по картине. А ребята из группы «Языковеды» расскажут о том, как правильно оформить такую работу.
Работа над новым учебным материалом
Выступление группы «Биографы»
Федор Павлович Решетников родился в далеком 1906 г. Но творчество художника остается близким нашим современникам, ведь его картины посвящены темам, не утратившим своей актуальности и в наше время. Федор Павлович получил отличное художественное образование в Московском художественном институте, который окончил в 1934 г.
Талант автора высоко ценился в Советском государстве, о чем свидетельствуют его многочисленные награды. Так, в 1956 году он получил звание народного художника РСФСР, в 1953 г. был признан действительным членом Академии Художеств СССР.
На его творчество существенно повлиял факт участия в двух полярных экспедициях (на пароходах «Челюскин» и «Сибиряков». Там он еще раз убедился в правильности собственных жизненных идеалов и пытался максимально отразить их на полотнах.
Особенно знаменит живописец картинами из жизни детей. Вот только некоторые из них (картины можно отобразить на доске с помощью мультимедийного проектора):
- Прибыл на каникулы (1948 г.)
- За мир (1950 г.)
- «Опять двойка» (1952)
Все картины художника хранятся в Третьяковской галерее, что свидетельствует об их высокой художественной ценности.
Учитель предлагает детям пометить в тетрадях те факты биографии, которые наиболее им запомнились.
Выступление группы «Искусствоведы»
Картина «Мальчишки» посвящена теме детства. Стоят на балконе высотного дома три мальчика, три друга и нет для них ничего, кроме звездного неба. Оно манит романтикой открытий, подвигов и неизведанности. Но не только небо полно тайн. Ребят словно окружает большой город, полный огней фонарей и окон, в которых брезжит свет. И в этом городе, словно слившемся с небом, есть для мальчиков немало открытий. Их ждут восторг, изумление, радость от знакомства с огромным миром. И ожидание этого знакомства уже можно увидеть на их лицах.
Текст выступления группы учитель должен прослушать заранее и тщательно его откорректировать. После выступления группы ученикам предлагаются вопросы:
- Опишите тему картины.
- Опишите ее главных героев.
- Что привлекает внимание мальчиков?
- Нравится ли вам картина, почему?
Выступление группы «Языковеды»
Ребята рассказывают о том, как избежать речевых ошибок в сочинении, а также предлагают классу подобрать синонимы к словам, которые учащиеся наверняка будут использовать в собственных сочинения. Так, к слову художник синонимами могут быть он, живописец, автор и т.д.
Итог урока.
Учитель предлагает детям ответить на вопросы:
- Какие факты из жизни П. Решетникова вам запомнились?
- Назовите его знаменитые картины.
- Почему картины художника стали популярными?
- Какие художественные приемы применял П. Решетников?
- Каковы особенности полотна «Мальчишки»?
- Что нужно помнить человеку, который приступает к написанию сочинения по картине?
Домашнее задание.
Подобрать аргументы и факты для написания сочинения.
Рекомендации для занятий в семье.
Посмотреть с ребенком в художественных альбомах или сети Интернет картины Ф. П. Решетникова.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.